Как увеличить срок службы необслуживаемой АКБ

igor_ilin@mail.ru

Игорь Ильин

Как продлить жизнь необслуживаемой кислотной батареи (далее по тексту – АКБ)? Три года эксплуатации не срок для её замены, срок службы АКБ до 5 – 7 лет.

Итак, вы заметили, что АКБ не держит свои положенные ампер–часы. Если руки заточены правильно и растут откуда надо, то можно попробовать исправить положение. Продлить срок службы аккумулятора можно ещё на год, а то и на два.

Немного теории: в АКБ значение плотности электролита должно быть около 1.27 – 1.29, причём летом желательно 1.25 – 1.27, зимой – 1.29, а то и 1.30

Забугорные АКБ в основном поставляются с плотностью 1.23 и уж крайне редко 1.25, что по нашим меркам маловато, приходится покупать или самим ставить АКБ повышенной ёмкости. Например, у вас стоит 55 А/ч, приходится заменять его на 60 А/ч, а то и 65. Но чем больше ёмкость АКБ, тем большим током она должна заряжаться. Но в "мозгах" иномарки (имею в виду ЭБУ – электронное бортовое устройство) прописано 55 А, этого мало для батареи с ёмкостью 65 А/ч и она будет служить меньше родной по той простой причине, что при недозарядке АКБ происходит сульфитация пластин, что понижает её ёмкость.

Всё–таки попробуем продлить жизнь родному аккумулятору, дадим ремонт АКБ. Я на своём ниссановском проездил лишние 2 года (всего 6 лет), а потом он ещё в гараже 2 года стоял как автономное 12–вольтовое питание. Когда дома отключали свет, я от него запитывал люминисцентную лампу от преобразователя 12/220 – хватало на 2 – 3 часа работы.

Что надо купить:

1. Серную концентрированную кислоту или готовый электролит, имеющий плотность 1.29 – 1.30

2. Дистиллированную воду (если купили кислоту)

3. Резиновые перчатки (или забрать у жены с упаковки с краской)

4.Ариометр – прибор, измеряющий плотность

Цена вопроса примерно 200 – 400 рублей.

АКБ

Вскрываем АКБ тонким ножом или бормашиной. Придётся помучиться – пластик жёсткий.

Аккумуляторная батарея

Обнажается верхняя крышка – она просто снимается вверх.

Банки

Пробки вынимаются тоже вверх. Бывает, но очень редко, что пробки закручены.

С этого момента одевайте перчатки, защищайте глаза, штаны, куртку, куда бы ни попал электролит – дырку продырявит.

Ареометр

Вот теперь пускаем в дело ареометр. У меня самый дешёвый, большой точности здесь не нужно.

Поставьте АКБ на зарядку и дождитесь кипения электролита в банках. Кипение – это обильное выделение пузырьков водорода. Осторожно: взрывоопасно! Если банка кипит, то это значит, что она заряжена на 100%. Если какая–то банка не кипит, то измерьте плотность её электролита и выровняйте с плотностью электролитов кипящих банок (удалив из него часть старого электролита и залив новый или кислоту). Вот теперь можно замерить плотность.

1.19!!! Блин, японцы даже 1.25 не удосужились сделать. Как аккумулятор вообще зимой крутил?

Маленькое отступление. Чем меньше плотность электролита, тем меньше ёмкость, но срок службы аккумулятора существенно увеличивается. Химические процессы при плотности 1.27 или, ещё круче, 1.30 убьют батарею гораздо быстрее.

Теперь главное: как слить старый электролит. Тут есть грабля: дело в том, что при работе АКБ пластины потихоньку осыпаются, на дне банок образуется осадок, а он имеет нехорошее свойство – он проводит ток. Если взять и перевернуть аккумулятор над тазиком вверх ногами, то сольётся весь электролит и вы убедитесь, что под конец он будет пепельно – мутным. Когда вы вернёте в нормальное положение АКБ, ёмкость её может быть нулевой, батарея может быть уже мёртвой. Осадок попал между пластинами и закоротил их. Сразу вы этого не узнаете, но после первой же зарядки убедитесь, что ёмкости вообще нет или 1 – 2 – 3 банки не работают.

Как это сделать:

1. Всё–таки слить в тазик и потом многократно промывать дистиллированной водой до чистого слива (надо будет сделать 5 – 7 заливок, причём каждый раз заливать чистую дистиллированную воду. Одна заливка – это где–то 4 – 5 литров)

2. Взять обычную клизму с длинной иглой и аккуратненько сцедить электролит досуха (это самый оптимальный вариант)

3. Клизмой сцедить 50% из всех банок, оставив часть электролита в батарее (это в том случае, если у вас есть кислота)

Аккумулятор

У меня была кислота и я слил с каждой банки 3/4 электролита и довёл плотность в каждой банке до 1.29

Поставил на зарядку током 5.5 А. Как только на четвёртом часу закипели банки – я выключил зарядник, подключил к выходу лампу 60 Вт 220 В через преобразователь 12/220 и оставил на ночь.

Утром поставил на зарядку током 5.5 А и заряжал 10 часов.

Измерил плотность: 1.28. Довёл до 1.29.

Поставил на машину. Поездил недельку. Заклеил АКБ.

Эксплуатировал ниссановский родной аккумулятор ещё 2 года, за всё время он ни разу не подвёл. Можно было и дальше ездить, но 8 лет для автомобильной АКБ – чересчур много, поэтому заменил на новую.


comments powered by HyperComments
Кнопка комментариев