Не верьте рукоблудным умельцам о том, что диагностика автомобиля возможна за пару часов.

igor_ilin@mail.ru

Игорь Ильин

Диагностика автомобиля: бортовой компьютер или адаптор?

Добрый день всем тем, кто заинтересовался моим мнением по поводу диагностики своего автомобиля и выбора диагностического инструмента и его возможностей.

Итак, первое, что чаще всего волнует простого автолюбителя: как осуществить сброс ошибки, появившейся на приборной панели автомобиля.

Обычно мы, не заморачиваясь, едем в автосервис или к дяде Пете. Спец, подключив что–то к ноутбуку и специализированному компьютеру, сбрасывает ошибку, пространно рассуждая, что там не так, и берёт за это от 500 до 2000 рэ и "отвали моя черешня".

Не буду вдаваться в дебри классификаций ошибок, но скажу, что есть критические – типа всё, труба, сливайте воду, сушите весла, дальше уже не едет, и информационные – типа горит, да хрен с ней, ездит же.

Адаптеры ELM327 или KKL327 стоят от 250 до 400 рублей на "AliExpress", а у нас в магазинах порядка 500 – 900 рублей. Если у вас руки чуток заточены, то можно процесс сброса ошибок делать хоть каждые 15 минут, используя адаптер и средненький смартфон или ноутбук.

Бортовой компьютер, в отличии от адаптера, стоит минимум 2500рублей. Лучше брать за 4000 и выше.

В интернете неплохой ботровик можно купить за 2000р. Не ракламы ради, а чисто из практичных соображений: мне нравится бортовики типа Multitronics VG1031GPL или VG1031GPL UPL. Разница между ними: первый мультитроникс не имеет голосовых функций, а второй будет приятным женским голосом здороваться с вами каждое включение зажигания, будет говорить про гололед, асаго и прочую фигню, на которую вы заточите голосок, за который придется доплатить около 1500. У меня был с голосом, но так как одного женского голоса (жены) мне и так хватало за глаза, то второй мультитроникс я купил уже с противной пищалкой вместо голоса (кстати, на бортовике можно отключить голос и включить пищалку или вообще отключить звук).

Что предпочтительнее, бортовик или адаптер?

Плюсы бортового компьютера:

  1. Законченное устройство, которое показывает очень много полезной информации (найдите в инете описание прибора и убедитесь, что инфы более, чем достаточно, включая построения графиков, оценки качества топлива и многое, многое другое, в том числе и, например, поддержка датчиков парковки, и главное – индикация и сброс ошибок)

  2. Подключен постоянно к разъёму OBD II автомобиля, настроен на родной протокол и не требует никаких дополнительных действий по настройке, всегда в работе и всегда показывает объективные параметры ЭБУ

  3. Подключение доступно даже не очень сведущему специалисту, достаточно соединить два разъёма (остальные провода типа замка зажигания и ДУТ (датчика уровня топлива) можно просто оставить неподключенными)

  4. Сразу при появлении ошибки ЭБУ сообщает вам выбранным способом и может показать код ошибки

Минусы:

  1. Куда–то надо его воткнуть (разместить в авто), в большинстве автомобилей, особенно забугровых, это действительно проблема (смотрите интернет, тут много вариантов и, кстати, есть и более дорогие, но более компактные бортовые компьютеры)

  2. Протокол OBD–II введен Стандарт OBD–2 обязателен: в США с 1996 года в Европе: с 2001 года бензиновые автомобили с 2003 года дизельные автомобили в Японии с 2003 года

  3. OBD–II, как правило, установлен со стороны водителя под рулевой колонкой. Так что если у вас авто выпадает из указанного периода, то могут быть серьезные проблемы с подключением и показаниями прибора, и тут уж надо не простые руки иметь, а как минимум позолоченные

  4. Далеко не все автомобили, на которых установлен 16–контактный диагностический разъем, удовлетворяют требованиям OBDII и поддерживают обмен с диагностическими сканерами по стандартным протоколам

Не важно, кто произвел автомобиль – важно, для какого именно рынка сбыта он сделан.

Стандартом OBD–II предусмотрено считывание ограниченного числа параметров. Число одновременно контролируемых параметров зависит как от возможностей бортового компьютера, так и от скорости обмена информацией с блоком управления двигателем автомобиля (скорость зависит от поддерживаемого протокола).

В рамках стандарта OBD–II существуют пять протоколов диагностики, которые поддерживаются бортовыми компьютерами. Получить точную информацию о возможностях работы бортовых компьютеров на автомобиле по протоколу OBD–II возможно только пробным подключением БК (он же бортовой компьютер, он же бортовик).

Поэту прежде, чем купить, рекомендуется попробовать бортовик в деле.

Если у вас современное авто, которому 1–5 лет, то сто пудов, что подойдет. В паспорте бортового компьютера будет указана поддержка вашего автомобиля.

Подключение к OBD–II

Теперь рассмотрим адаптеры подключения к OBD–II. Их можно разделить с точки зрения простого пользователя.

  1. Как можно проще и дешевле

  2. Хочется посмотреть, а что там внутри ЭБУ автомобиля и попробовать продиагностировать свой автомобиль самому.

Самый дешёвый и бюджетный вариант – это если у вас у же есть смартфон, работающий на андроиде (Пишу про андроид потому, что это самый распространенный вариант. Есть, конечно, программы и на другие платформы.) Покупка EML327 с поддержкой блютух подключения, цену вопроса см выше, как и образ девайса.

Получив с "AliExpress" адаптер – включаете его в OBD разъем, ищете на телефоне устройство, подключаетесь к нему. Пароль будет указан в документе адаптера. Если соединение не удается, то путь ваш лежит великому волшебнику, именуемуму в народе программист. После того, как победили подключение, идете в маркет и качаете программу тестирования типа Torque, "OBD авто доктор" или что–то подобное, их много, в том числе и платных. А дальше запускаете двигатель, запускаете программу, выбираете в меню программы то, что она умеет и что хотите от неё получить и – вуаля! – мини–диагностика машины у вас в руках, в том числе одна из функций – чтение и сброс ошибки ЭБУ.

Советую, если вы пошли таким путём, то не держите постоянно адаптер в разъёме OBD, все таки маде ин Китай, да еще и за 300 рублей. Часты случаи, что адаптер при постоянном включении горит по питанию. Надо – включите, протестируйте, сбросьте ошибки и отключите до следующего раза.

Вариант для особо одаренных: вы покупаете EML – ку с usb – хвостом и диском с программами впридачу. Цена вопроса чуть дороже и головоломнее: адаптер практически по той же цене, но нужен ноутбук, желательно работающий под XP, но и под 7 можно, под 8 и 10 не пробовал. Сами понимаете, подключенный хвост адаптера мешает постоянному его использованию, но зато открывается огромная возможность почти безграничного тестирования автомобиля не только вашего, но еще и вашей жены, тестя, брата, свата и прочих родственников, готовых вам поставить магарыч, а также всех прочих желающих.

Схема примерно такая: закачиваете как можно больше самых разных программ на свой ноутбук (типа ScanMasterEML, EaseOBDII, motorData – это универсальные, но есть и специализированные, только на определенную марку авто – это вам выбирать, как и то, сколько платить – в интернете есть платные программы, и есть халявные ). При заглушенном двигателе и выключенном зажигании подключаете адаптер к автомобилю на вышеуказанную колодку, подключаете usb – хвост адаптера к ноутбуку. Настраиваете подключенный ноутбучный usb – порт на 1, 2 или 3, в зависимости от того, что требует установленная программа, включаете зажигание, запускаете выбранную программу. Подключаетесь к ЭБУ – программа должна увидеть ЭБУ автомобиля, запускаете двигатель и если все успешно, то получаете полный доступ к ЭБУ. Теперь вы можете управлять в пределах возможностей выбранной вами программы автомобилем. Если подключиться не удается – опять же ваш путь лежит к великому волшебнику, именуемому в народе программист.

Почти все программы считывают ошибки ЭБУ и умеют их сбрасывать.

Пара слов об ошибках

расшифровка ошибки

Запишите ошибку, найдите ее описание в интернете. Примерно ошибка выглядит так: P0010 "A" Camshaft Posit ion Actuator Circuit (Bank 1). Теперь вам предстоит расшифровать ошибку и принять решение, что делать. Тут вам поможет интернет и прежде всего описание ошибок именного вашего авто.

Сбросьте ошибку – может, это просто случай, хотя такое бывает редко. Серьезная ошибка повторится почти сразу. Тут надо копать документацию на автомобиль (как правило, она на забугровом языке), а уж потом обращаться к специалистам сервисного центра. Примерная общая расшифровка показана на картинке.

Вторая, более сложная часть возможностей адаптера и программ – это диагностика автомобиля.

Диагностика автомобиля

Тут не все так просто, и еще раз хочу оговориться: это моё личное мнение и железное убеждение. Диагностика – это считывание доступных для конкретной используемой вами программы параметров ЭБУ автомобиля. Эти параметры выдаются, как правило, в виде таблицы показателей.

И вопрос: что это вам дает? Как определить, находится ли показатель в пределах нормы? И каким образом дядя Петя (или, что еще печальнее, – сопливый мальчик Вася) определил, что у вашего авто все нормально? Может он помнит наизусть параметры всех автомобилей и допустимые отклонения параметров? Ладно, допускаю, что основной десяток показателей он запомнил и даже допускаю, что запомнил все их возможные отклонения. Но не поверю, что за пару часов, а то и минут вот так, в самопальном гаражике, можно продиагностировать современный автомобиль, а уж автомобиль, выпущенный до OBD эпохи – и подавно. Возможно, на специализированной по этой марке СТО вам выдадут результат, максимально приближенный к реальной обстановке, но не факт. Для того, чтобы оценить продиагностированный параметр, необходимо иметь эталон.

Эталоном может служить новенький автомобиль. Купили авто, обкатали, сняли карту диагностики и положили до лучших времен. Пробежал авто 20 тысяч – прогнали диагностику на том же оборудовании и при тех же условиях, что и первая "эталонная", сравнили показатели, и вот вам действительно картина, по которой уже можно делать примерные выводы. Если делать диагностику через каждые 20 000 км, то уже можно с уверенностью говорить о подлинной диагностике. Но это случай с новым авто и желанием его так долго вести в диагностике.

Если у вас автомобиль не новый, то желательно получить карты диагностики автомобиля с нескольких программ. Убеждаетесь, что параметры не "плавают" в разных программах, потом идете в интернет и качаете полный комплект документации на диагностируемый автомобиль, в котором описан каждый параметр, включая процент допустимых его отклонений. Вот это реальная картина диагностики автомобиля, которая укладывается как минимум в пару дней с учетом поиска и анализа.

Диагностическая карта – это не диагностика, это – считанные показания ЭБУ, а дальше идет сравнение с эталоном. За пару часов вам сделают диагностику только на заводе изготовителе и только специализированный инженер. У вас есть выбор, что и как делать, но, надеюсь, вы получили представление, что не надо делать.

Еще хотелось бы сказать пару слов про прошивки ЭБУ.

Прошивка ЭБУ

Можно, используя адаптеры, перепрошить ЭБУ ( изменить заводские настройки ЭБУ автомобиля на самодельные). Да, у нас много светлых голов, которые могут соорудить прошивку под конкретную модель авто и ЭБУ, они доступны в интернете, и можно достаточно легко это сделать. Но! Прошивка, которая установлена в ЭБУ вашего авто – это, можно сказать, произведение искусств, созданное не одним гениальным инженером за месяц или даже год работы. Над этим работал целый коллектив, выверяя каждый параметр, с каждой новой серией прошивки "вылизывая" все "косяки" начальной прошивки, учитывая очень много разнообразных, порой просто противоречивых требований.

Если это ваш рабочий автомобиль, который вы используете на повседневку, то лучше не трогайте прошивку ЭБУ, лучше её не сделаете.

А если все таки прошить – ну уж если приспичило попробовать, то хоть сохраните текущую или скачайте с инета близкую к текущей! Помните, иногда ЭБУ после прошивки восстановить дороже, чем купить новый. Но если все–таки решились, то имейте ввиду, что тут чаще всего жертвуют:

  1. Экологией для поднятия мощностных характеристик двигателя

  2. Расходом топлива, как правило, увеличивая его – опять–таки для увеличения мощности двигателя

  3. Мощностными характеристиками двигателя – уменьшая расход топлива

  4. Рядом функций контроля ЭБУ позволяя использовать неисправный или форсированный (что одно и то же) двигатель на полную, игнорируя всё то, что ограничивает эту возможность

Выбор всегда за вами. Инфы в инете более, чем достаточно.


comments powered by HyperComments
Кнопка комментариев